Зелёнкина Ольга Владимировна, воспитатель

Советы педагога-психолога

Что такое родительская любовь?

  Что такое родительская любовь? В чем она выражается?

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, то он учиться находить любовь в этом мире. Ребенок рождается для любви .

  Родительская любовь – это неотъемлемая часть жизни не только каждого ребенка , но и взрослого человека. Многолетние наблюдения говорят о том , что отсутствие родительской любви или недостаточное ее проявление отрицательно сказывается  на поведение детей. У одних это проявляется в том, что они становятся апатичными . пассивными, отстают в душевном развитии.

   Другие ( с более живым темпераментом)  делают все назло, агрессивны, недобры к другим детям, так как видят в них конкурентов в борьбе за благосклонность взрослых.

  Третьи приветливо и радостно встречают каждого человека. На каждого они «вешаются» к каждому хотят приласкаться. Им неизвестна крепкая, сердечная привязанность, которая существует между ребенком и родителями.

За таким поведение дети скрывают глубокие чувства неуверенности и неполноценности или неправильно сформированное сознание собственного «Я».

   Любить ребенка – не значит слепо верить и следовать за ним, потакать всем его прихотям или, наоборот пресекать все его капризы и жалобы, наказывать за малейшую провинность. Любить – это прежде всего понимать ребенка.

   И если вы скажите «Я умею войти во внутренний мир моего ребенка, я смогу откликнуться на него, я смогу следовать за интересами своего ребенка, я смогу сохранить в нем любопытство к окружающему его миру, у меня хватит мужества помочь моему ребенку расти целостным», - то ваша любовь будет мудрой, она проявится  в сочетании доброты и требовательности, ласки и строгости, снисходительности и непримиримости.


Консультация для родителей: « Общение- основа обучения»

  Общение- неотъемлемая сторона человеческой жизни. Взаимодействуя , ребенок получает знания об окружающем мире,  усваивает нормы и правила жизни  в обществе, понимает чувства и переживания других  людей. Общение формирует образ собственного  «Я», позволяет ребенку оценить  степень принятия его окружающими, избежать чувства одиночества и ненужности.

  Ребенок, не умеющий общаться со сверстниками, по-своему несчастен. Он лишен радости иметь друзей , получать поддержку, развиваться в играх. Родительская любовь- огромная сила, но она не может заменить живое общение со сверстниками. Школа взаимоотношений начинается с  самого рождения  ребенка, и «обучение» в ней не менее важно и сложно , чем в школе знаний. Чтобы быть адаптированным к жизни , ребенок должен пройти путь детского коммуникативного развития с его взлетами и разочарованиями – от  ощущения безграничного принятия родителями и близкими до обзывалок, дразнилок , «принималок- непринималок» в игры, «дружилок» со стороны сверстников. Результатами подобного «обучения» будут гибкость поведения, понимание изменяющихся ситуаций общения, умение взаимодействовать с разными людьми, а не только с теми кто нравится., стойкость в решении конфликтов, самостоятельность в общении, независимость от оценок родителей., доброжелательность и эмоциональное благополучие. Согласитесь- это немалый  запас умений и навыков , который пригодится будущему школьнику.

 Наблюдения показывают, что дети легко общаются со сверстниками, редко испытывают трудности в общении со взрослыми. Конечно, есть у детей и симпатии и антипатии. Понятно, что злой, агрессивный и безразличный  человек вряд  ли понравиться любому.

Бывают, конечно  и среди педагогов, обладающие подобными качествами. Но подобные «сеятели разумного, доброго, вечного» встречаются очень редко . В основном с детьми работают люди  способные понять, простить, пусть иногда и поругать за дело, но и справедливо похвалить.

 Очень важно, чтобы между педагогами  и родителями установились доверительные отношения. Взаимное общение позволит раскрыть уникальность и неповторимость вашего  ребенка . Совместными усилиями  вы можете  помочь ему познать радость учения и ценность человеческого общения.

  Не ограничивайте взаимоотношения ребенка со сверстниками, приглашайте его друзей домой, отмечайте совместно праздники , участвуйте в их активных играх,  бегайте, прячьтесь , прыгайте, вспоминайте детство. Не позволяйте своему ребенку уныло слоняться в одиночестве. Не давайте ребенку превращаться в «черепашку», пусть он всегда чувствует себя свободной летящей бабочкой! 



Определение уровня развития ребенка старшего дошкольного возраста.

 Уважаемые родители!  Хотите провести диагностику способностей и возможностей вашего ребенка? Я предлагаю вам это сделать самостоятельно. Вашему вниманию я предлагаю  специальный тест для родителей, с помощью которого можно провести диагностику способностей и возможностей Вашего ребёнка. Тест разработан американским психологом Джеральдиной Чейли для оценки уровня развития старших дошкольников.

И хочу Вам дать несколько советов:

1.Не старайтесь на все вопросы ответ найти с первого раза. Обследование может быть растянуто на длительное время.

2. Обследование проводите в непринужденной обстановке, используя игровые моменты.

3. Не следует говорить ребенку, что вы проводите оценку его способностей. Это может создать излишнюю психическую напряженность.

4.Помните  о зонах ближайшего развития – это то, что ребёнок не может сделать сам, но выполняет с вашей помощью.

5. Помните, что вы любите своего ребенка, будете его любить независимо от полученных результатов

  Можете приступать

 

Оценка развития познания

1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/малый, в/из.

2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?

3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

5. Может ли ребенок назвать большое количество заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка

6. Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сбербанк, магазин?

7. Был ли малыш в библиотеке?

8. Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?

9. Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?

10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть у него хобби?

Оценка языкового развития

11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

12. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?

14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?

15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?

16. Четко ли ребенок выговаривает слова?

17. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

19. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

21. Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

22. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Оценка умения общаться

23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

25. Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Оценка физического развития

26. Хорошо ли ребенок слышит?

27. Хорошо ли он видит?

28. Способен ли посидеть спокойно в течение некоторого времени?

29. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

31. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение

32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?

33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например, б/п, кот/год?

Зрительная память

34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?

35. Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы 6 - 8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

36. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

37. Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

38. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?

39. Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?

Уровень слуховых способностей

40. Может ли ребенок рифмовать слова?

41. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?

42. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

45. Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?

46. Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?

А теперь попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению. Для этого ответьте на вопросы, которые может задать психолог при поступлении в школу.

 

МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК:

1. Объяснить, чего он хочет. С помощью слов, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыпленок…?

2. Изъясниться связно, например: "Покажи мне…?"

3. Понимать смысл того, что ему читают, и отношения между персонажами?

4. Четко выговаривать свое имя?

5. Запомнить свой адрес и номер телефона?

6. Писать карандашом или мелками на бумаге?

7. Нарисовать картинки к сочиненной истории и рассказать о них?

8. Пользоваться красками. Пластилином, карандашами для творческого самовыражения?

9. Пользоваться ножницами с тупыми концами: вырезать ровно и не поранившись?

10. Слушать и следовать полученным указаниям?

11. Проявлять внимание, когда кто-то с ним разговаривает?

12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?

13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

14. Положительно оценивать: я – человек, который многое может?

15. "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?

16. Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам?

17. Ладить с другими детьми?

В заключение правдиво и искренне ответьте на следующие вопросы, которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребенком:

1. Нравится ли вам ваш малыш?

2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?

3. Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит?

4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?

5. Поправляете ли вы речь ребенка?

6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

7. Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли вы его?

8. Смеетесь ли вы вместе с малышом?

9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

10. Играете ли вы с малышом в какие-нибудь игры?

11. Поощряете ли вы ребенка в его интересах и увлечениях?

12. Есть ли у ребенка хотя бы одна-две собственные книги?

13. Есть ли у ребенка хотя бы одно место (например, полка), которое отведено только ему?

14. Стараетесь ли вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?

15. Обсуждаете ли вы что-нибудь интересное из прочитанного вами с семьей и с ребенком?

16. Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет открыть рот: а) у зубного врача; б) в магазине?

17. Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?

18. Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?

19. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?

20. Есть ли у ребенка возможность проявлять "мощь своих мышц" в играх, мять, тискать и шлепать глину и т. п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?

21. Стараетесь ли вы с малышом ходить на прогулки по округе?

22. Собираетесь ли вы сводить ребенка в театр, в зоопарк, в музей?

 

Ключ: за каждый ответ "почти всегда" начисляете себе 4 балла, "иногда" – 2 балла, "никогда" – 0 баллов.

Полученные баллы сложите. Если сумма баллов 88 – здорово!!!; 44 балла – неплохо; меньше 22 баллов – стоит задуматься и помочь ребенку в его развитии.


Развитие произвольного внимание в дошкольном возрасте

Проблема с нехваткой детских дошкольных учреждений еще остается. Но правительство делает все возможное, чтобы как можно большее количество детей получило дошкольное образование, так как дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Перед дошкольными учреждениями стоит задача создания условий для интеллектуально- творческого, эмоционального, физического развития ребенка, и осуществлять его подготовку  к школе. Одним из важных  условий успешного  обучения в школе является развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, умения выслушивать инструкции  и выполнять задания согласно полученным инструкциям.

   Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. При наличии произвольного внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.  В дошкольном возрасте ребенок направляет свое внимание на предмет или действие, вызывающего у него интерес, появление чего-то нового вызывает  переключение внимания , поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.

 Внимание- это сосредоточенность на чем-то, выделение одного объекта и невнимание к  другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще и восприятию , и мышлению и памяти и выступает как способность к организации этого процесса.. Поэтому у детей с диагнозом ( часто встречающимся в настоящее время) дефицит внимания, отстает от нормы развитие всех психических процессов, так как внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности.

Выделяют следующие формы проявления внимания: сенсорное, интеллектуальное (мыслительное), моторное (двигательное)..

Основными функциями внимания являются:

- активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент процессов;

- целенаправленный отбор поступающей информации.

- удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока

  не будет достигнута цель;

- обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. 

16 октября 2013 в 22:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.